Версия для слабовидящих
Абатская средняя общеобразовательная школа 1 На главнуюКарта сайтаНапишите нам!
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НОВОСТИ 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
95 ДОБРЫХ ДЕЛ
#РДШ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
БИБЛИОТЕКА
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Дни воинской славы
ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
WEB ОБРАЗОВАНИЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ДНЕВНИКИ И ЖУРНАЛЫ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
ИНСПЕКТОР ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА
КАБИНЕТ ПРОФИЛАКТИКИ ПАВ
КНИГА ПАМЯТИ
КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Лагерь дневного пребывания
ЛОГОПЕД
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МЫ - ПОТОМКИ ГЕРОЕВ!
ШКОЛЬНЫЕ НАГРАДЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
ОРКСЭ
ОХРАНА ТРУДА
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ПАРАМЕТРЫ ОТМЕНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПИТАНИЕ
ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА И ОТЧИСЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ ЗАКОН
ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ В ДВИЖЕНИИ"
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
РАЗМЕЩЕНИЕ КЛАССОВ ПО КАБИНЕТАМ
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
СВОБОДНЫЕ ПЯТНИЦЫ
СТЕНА ПАМЯТИ
САМЫЙ ПОЮЩИЙ КЛАСС
СОВЕТЫ ОТ ПСИХОЛОГА
СИМВОЛИКА АБАТСКОГО РАЙОНА
САМЫЙ БОЛЬШОЙ УРОК В МИРЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
УЧИТЕЛЯ - ФРОНТОВИКИ АБАТСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: ТЮМЕНСКИЙ КРАЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ РАБОТЫ ШКОЛЫ
УПРАВЛЕНИЕ
УЧРЕДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"УЧИТЕЛЬ- БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОФЕССИЯ"
ФГОС НОО ОВЗ
ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС
ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЮИД
АРХИВ НОВОСТЕЙ
МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСУЛУГ
Д/с "Белочка", СП МАОУ Абатская СОШ № 1
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "ЛУЧ"

ЛОГОПЕД

 

Ребенок идет в школу.
(
Родителям будущих первоклассников)

 

Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими. К моменту поступления в 1 класс у ребенка должны быть сформированы:

 

1. Состояние звукопроизношения.                                                                                               Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.                                                                                    Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.                                                                                                       Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.                                                                              Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса                                                                                                      Следует обратить внимание на разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

6.  Состояние связной речи                                                                                                      Умение будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.                                          

 

 

 

А также: 

  •  Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).               
  •   Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.             
  •  Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции). 
  •  Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).                                      
  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое). 
  •  Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).  
  •  Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).    Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 

Если ребенок читает:                                                                                                                      Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Уважаемые родители!

         Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия.

Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

 I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков  (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, на прогулках.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться не только  на занятиях, но и дома.

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.  Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, следите за звуками в повседневной речи.

 

Родители должны знать критерии,

по которым можно оценить речь ребёнка

    Например, нормы звукопроизношения таковы:

   3 - 4 года - [с], [з], [ц]   уже должны правильно произноситься;

   4 - 5 лет - [ш], [щ], [ч], [ж];

    5 - 6 лет - [л], [й];

   до 6 - 7 лет допускается     замена        самого сложного звука [р] более простым звуком или его    отсутствие в речи.

   Леворукость - не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

   Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей  и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

   Нельзя заниматься  с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

   Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова  - после 2 лет, фраза - после 3.

   Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

   Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

   Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

   Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Десять «почему» детям необходимо читать

   Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

   Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

   Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

   Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

   Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

   Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети их лучше понимают.

   Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности.  Книга объединяет поколения.

   Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

   Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, указывают выход из трудного положения.

   Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Рекомендации учителя-логопеда

родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

   Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

   Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

   Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

   Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

   Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

   Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

   Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

   Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

   Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

   Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается,

лучше подбодрите его.

   Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

   Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

 

Верьте в силы своего ребенка,

 верой и терпением вселите в него уверенность в исправление  нарушения речи.

 

Помните, что по мере взросления привычка говорить

неправильно у ребенка закрепляется и хуже

поддается коррекции.

 


Речевая азбука для родителей 

  •     Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении,
  •     Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
  •     Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.
  •     Главные составляющие  красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
  •     Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать  воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).
  •     Ребёнок  7-8 лет  должен уметь говорить фразами.
  •     Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка  говорить.
  •     «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
  •     Иллюстрации в детских книгах, соответствующие  возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи.  Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них;  пусть ребёнок отвечает на вопросы: где?  кто?  какой?  что делает?  какого цвета?  какой формы?  почему?  Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

 



Виды   дисграфии:


1.Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. 
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2.Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. 

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  пропуски букв и слогов;

  перестановка букв и (или) слогов;

  недописывание слов;

  написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

  повторение букв и (или) слогов;

  контоминация - в одном слове слоги разных слов;

  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4.Аграмматическая дисграфия. 
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. 

5. Оптическая дисграфия. 
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв. 

Приемов и методов в работе с  детьми,  имеющими нарушения письма  существует много. Вот некоторые из них:


Графический диктант.

Диктант проводится следующим образом:

- перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки. Например, звонкий согласный З и глухой С.

- Слова, не содержащие этих звуков, на письме обозначаются прочерком.

- слова, содержащие один из этих звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.

- слова, содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в которой они следуют в составе слова.

- если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды.

Например: В воздухе заскользили ласточки.

                      --       з               з с з                 с.

При первом прослушивании фразы ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении.

Каждое предложение записывается с новой строки для удобства контроля со стороны учащихся во время письма.

 

Примеры использования графической записи при прохождении различных тем:

  1. Звуковой анализ слов.

Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.

         Словарный диктант: речка

         Графическая запись: . . . . .

  1. Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.

Словарный диктант: летний           стульчики

Графическая запись:   е     и                         у       и  и

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.

Словарный диктант: заморозил

         Графическая запись: _  _    _   _

  1. Дифференциация на письме оптически сходных букв.

Например: т п

         Текст диктанта: На площади растут старые тополя.

         Графическая запись:  - п тт т тп.

         Текст диктанта: Потянул с полей теплый ветерок.

         Графическая запись:  пт – п тп т.

 

  1. Обозначение мягкости согласных посредством буквы мягкий знак.

Текст диктанта: У Юры корь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство.

Графическая запись:  -  -  рь.          ль    -   ть    -   ть     рь    -.

  1. Предлоги.

Текст диктанта: В стороне от дороги синел лес.

Графическая запись:  V   -  V -   -   -.

 

Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, способствующие  поэтапному формированию навыка звукового анализа и синтеза.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Используемые на этом этапе игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

Закончи слово.

Задание: Записать продиктованную часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать что получилось.

Мо (-ст, -гу, -жете); чи (-стота, -н, -тать); чет (-ный, -ко). Могу читать четко.

Получи оценку.

Задание: вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.

Кле-, зер-. Вер-но.

Холод = -роз, лентяй = -дырь, криница = коло-. Мо-ло-дец.

Шифровальщики.

Задание: выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

  1. Выделить из слова первый слог.

Устно: хорёк, рокот, шорох – хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

  1. Выделить в словах ударные слоги письменно. Составить из них предложения.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

  1. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

 

Внимание и счет.

Игра проводится письменно. От учеников требуются внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают слова, состоящие из трех слогов.

         Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.

         Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение: Около нашего домика стояла белая береза.

 

  1. Фонематический анализ и синтез.

На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или последний звук; Определять последовательность и количество звуков в слове.

Узнай кто ты.

Логопеды объясняют детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради очень хорошее.

Задание: прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха-мост, мак-сад, лужа-лом, астры-шкаф, день-диск, эхо-лес, цирк-отец.

Решение: [малад’эц] молодец.

Внимание – на старт!

В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа. На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой называется с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: “На старт! Внимание! Марш!” ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук, определяется сколько звуков в каждом слове; называется победитель.

Угадай-ка.

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать какая цифра написана на карточку.

Вариант. Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количество звуков и просит товарищей определить это число.

Звуковая арифметика.

Липа+нота=животное (антилопа)

Том+вата=оружие (автомат)

Рыба+соки=фрукты (абрикосы)

Кожа+ворон=полевая птичка (жаворонок)

Ров+поза=транспорт (паровоз)

Охра+под=водный транспорт (пароход)

Уста+боб=день недели (суббота)

Озорные буквы.

Добавить по одной предложенной букве в конец слова. Читать по горизонтали и по вертикали.

        

шар

Ф

сто

Л

рыба

К

пена

Л

мыл

О

тир

Е

метр

О

бра

К

зал

П

бор

Т

мал

О

лото

К

 

 

сло

Н

банк

А

 

Кто это? Что это?

Учитель читает стихи, дети смотрят на схемы слов и догадываются о ком или о чем говорится в стихах.

Шесть ос.

На этой осе в октябре позолота. ОС - - А

А эта растет на лугу у болота. ОС - - А

А эта оса на луну улетает. – ОС - - - А - -

Эта на солнце худеет и тает. -  ОС - - - - А

С этою спит в колыбели малыш. – ОС – А

Эта по классу крадется как мышь. – О – С – А - - -

Ответы: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

 

Кто самый внимательный?

Читать предложения – перевертыши, отметить те из них, в которых изменился порядок слов.

А Лиза – мазила.  Алла рвала лавр. Ищи маслины, Нил, сам.  Коту тащат уток.  Мелок колем. У лип Леша нашел пилу.

      Предложенные игровые задания могут быть использованы на занятиях с учащимися, имеющими  нарушения чтения и письма. Использование системы разнообразных игровых приемов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и способствовать общему умственному развитию детей.

 

 

 

Для чего нужна правильная речь?

  • Речь помогает ребенку адаптироваться в обществе.
  • Правильная речь позволяет достичь успеха, снимает ограничения в выборе профессии.
  • На каждом этапе обучения нужна речь.
  • Не всегда родители слышат все дефекты в речи ребенка.
  • Многие родители думают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не так.
  • У детей с нарушениями речи часто формируется речевой негативизм (нежелание говорить), комплексы неполноценности.
  • Исправлять звукопроизношение надо в дошкольном возрасте, потом это сделать труднее, неправильное произношение автоматизируется в речи, входит в привычку.
  • Речевые дефекты могут стать причиной нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Тема:  Автоматизация звука [ж] в словах.

Цель:  Закрепить  правильное  произношение звука  [ж]  в словах; формировать навыки звуко-буквенного анализа; обогащать словарь, развивать фонематическое восприятие;

Оборудование:  Зеркало большое, профиль артикуляции  [ж],  картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки.                                         

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

 Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

 3. Сообщение темы занятия.

Тема урока «Автоматизация звука [ж] в словах».

4.Произношение изолированного звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта? (губы округлены и выдвинуты вперёд, язык напоминает форму чашечки, при произношении звука голосовые складки работают)

6.Характеристика звука ж  согласный, звонкий, твёрдый.

7. Связь звука с буквой.  Закрепление связи между звуком и буквой.                              Найди все буквы Ж, назови и раскрась кружочки рядом с ними желтым цветом.

    

8. Физминутка.

9. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

а) изолированно   ж, ш,  л, ш, ж, н, р, ...;  

б) в слогах  жа, ша,  ва, па, но, жу...;  

в) в словах  Жора, шуба,  сажа, шляпа, ежик….

10.Закрепление звука в словах.                                                                                          

Упражнение «Новые слова»

Замени в словах  первый звук на звук [ж].

Образец: лук – жук. Какие слова у тебя получились?

 

Билет –

Баба-

Лучок-

Лук-

Мир-

Бурчит

 

 

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 

 

 

Игра «Четвертый лишний»

-  Найди  и назови  в каждом ряду лишнюю картинку.

1 ряд (картинки:  тарелка,  ложка, мороженное, вилка)

2 ряд( картинки:  волк, жираф, медведь, лиса)

3 ряд ( яблоко, груша, желуди, виноград)

4 ряд(шуба, перчатки, шарф, лыжи) 

 

 

Упражнение «Доскажи словечко».

- Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящую картинку.(Катинки: ножницы, жук, пирожок, жеребёнок)

 У Жанны острые …

Женя увидел …

Жора ест вкусный …

У лошади …

 

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия. 

Над каким звуком работали? Что нового удалось узнать?

13. Оценка работы детей.

 

Автоматизация звука [ж] в слогах.

Цель:  Закрепить  правильное  произношение звука  [ж]  в слогах; формировать навыки звуко-буквенного анализа; обогащать словарь, развивать фонематическое восприятие;

Оборудование:  Зеркало большое, профиль артикуляции  [ж],  картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки.                                         

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

 Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

        3. Сообщение темы занятия.

- Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижы, ежи, снежинка, жук, лыжи (предметные картинки).

Тема урока «Автоматизация звука [ж] в слогах».

4.Произношение изолированного звука. Давай пожужжим, как большой жук.

5. Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта? (губы округлены и выдвинуты вперёд, язык напоминает форму чашечки, при произношении звука голосовые складки работают)

6.Характеристика звука ж  согласный, звонкий, твёрдый.

7. Связь звука с буквой.  Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

- Покажите букву “ж”. На что она похожа? Ж похожа на жука, Только не жужжит пока.

8. Физминутка.

9. Развитие фонематического слуха

а) изолированно    д с ж ч з ж щ ж ш з

б) в слогах   жа  са  за  жо  ожи  азу  шку  жди

в) в словах   вяжет  свежее  здоровый  жёлтый  шепчет.

Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

жа – жа- жа

 

жа – жа –жу

 ажа- ужа            

жо – жо – же                                                                           

жо – жо- жо

жи – жо –жа            

ыжи –ожа

 

жо –жа –жу            

жу-жу-жу

жэ-жэ-жэ

жи –жо- жа        

ажо- уже            

ажу –ужи- уж

 

- Какой слог спрятался?

жо –жа –жу           жи –жо- жа         ажу –ужи- ужа

жо –жа - ?             жи –жо - ?           ажу –ужи -  ?

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия. 

Над каким звуком работали? Что нового удалось узнать?

12. Оценка работы детей.

Тема: Постановка звука [ш]

 

Цель занятия:  уточнение артикуляции звука [ш], постановка звука [ш];развитие речевой моторики;развитие фонематического слуха  и фонематического анализа.

Оборудование: зеркало,  артикуляционная гимнастика в картинках.                                                                                                                                   

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика. 

Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития  выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

3.Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с тобой будем учиться произносить  звук  [ш].

4. Постановка звука.

- Открой рот, сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы,  подуй на язычок. Воздушная струя должна быть теплой.

5.Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?  В каком положении  находятся зубы?   Где находится кончик языка? Где находятся края языка?  Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края  языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

6. Закрепление изолированного звука.   

  Как шипит змея? - ш-ш-ш

7. Развитие фонематического слуха

Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш])

    Звуки:М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

Слоги: ши, за, жа, со, са, ша, су, шу, зы, цо,сы.                                                                               Слова: дом, шар, шуба, дети, шапка, мама, шея, шутка,  хлеб, шина.                                Физминутка.                                                                                                                                            8. Закрепление звука в слогах.                                                                                             Повторить за взрослым серию слогов: ша-шу-ша;ши-шо-ши;ше-ша-шу;ша-ши-шо.                                                                                                                              9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

- Какой звук отрабатывался на уроке?

- Анализ основных положений артикуляции звука [ш].

- Индивидуальное проговаривание.

11. Оценка работы ребенка.

 -  Ты сегодня очень старался, молодец!


Автоматизация звука [ж] в предложениях. (173.0 КБ)
Постановка звука Ж (56.5 КБ)
Автоматизация звука [ж] в коротких стихах, чистоговорках. (15.7 КБ)
Автоматизация звука Ж в самостоятельной речи (49.0 КБ)
Автоматизация звука [ж] в словосочетаниях. (32.5 КБ)
Автоматизация звука [ш] в слогах (14.5 КБ)
Автоматизация звука [ш] в словах (179.5 КБ)
Тема: Автоматизация звука [ш] в словосочетниях. (47.5 КБ)
5 авт ш в предложении (215.0 КБ)
Автоматизация [ш] в коротких стихах, чистоговорках. (104.0 КБ)
Автоматизация [ш] в самостоятельной речи. (163.0 КБ)
Автоматизация [с] в слогах. (35.5 КБ)
Автоматизация [с] в словах. (582.5 КБ)
Автоматизация [с] в словосочетаниях. (1010.0 КБ)
Автоматизация [с] в предложениях. (816.5 КБ)
Автоматизация [с] в предложениях. (575.0 КБ)
Занятия для развития фонематического слуха для детей (29.5 КБ)
Развитие правильного речевого дыхания (28.5 КБ)
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова. (33.5 КБ)
Формирование и обогащение словаря детей с помощью дидактических игр и упражнений (32.5 КБ)
ИГРЫ С БУКВАМИ (57.5 КБ)
Консультация для родителей первоклассников Развитие связной речи (35.0 КБ)
Развитие мелкой моторики. Рекомендации родителям. (26.5 КБ)
Артикуляционная гимнастика (29.5 КБ)
Как запомнить стихотворение. Рекомендации для родителей. (26.5 КБ)
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе (29.0 КБ)
Презентация Фонематический слух - основа правильной речи (4.5 МБ)
Кинезиологические упражнения-вид здоровьесберегающих технологий (9.1 МБ)
Артикуляционная гимнастика, речевой материал для автоматизации звука р (1.2 МБ)
Речевой материал для автоматизации звука р в предложениях (581.0 КБ)
Речевой материал для автоматизации звука р в чистоговорках, коротких стихах; самостоятельной речи (668.5 КБ)
Речевой материал для автоматизации звука рь (1.5 МБ)
Речевой материал для дифференциации звуков р-рь (898.5 КБ)
Речевой материал для автоматизации звука рь 2 (514.5 КБ)
© 2015 Отдел образования Абатского района Тюменской областиРазработка сайта: ООО "Институт геоинформационных систем"