Версия для слабовидящих
Абатская средняя общеобразовательная школа 1 На главнуюКарта сайтаНапишите нам!
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НОВОСТИ 2018 - 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
95 ДОБРЫХ ДЕЛ
#РДШ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
БИБЛИОТЕКА
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Дни воинской славы
ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
WEB ОБРАЗОВАНИЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ДНЕВНИКИ И ЖУРНАЛЫ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
ИНСПЕКТОР ПО ОХРАНЕ ДЕТСВА
КАБИНЕТ ПРОФИЛАКТИКИ ПАВ
КНИГА ПАМЯТИ
КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Лагерь дневного пребывания
ЛОГОПЕД
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МЫ - ПОТОМКИ ГЕРОЕВ!
ШКОЛЬНЫЕ НАГРАДЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
ОРКСЭ
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ПАРАМЕТРЫ ОТМЕНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПИТАНИЕ
ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА И ОТЧИСЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАСПИСАНИЯ УРОКОВ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ ЗАКОН
ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ В ДВИЖЕНИИ"
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
РАЗМЕЩЕНИЕ КЛАССОВ ПО КАБИНЕТАМ
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
СВОБОДНЫЕ ПЯТНИЦЫ
СТЕНА ПАМЯТИ
САМЫЙ ПОЮЩИЙ КЛАСС
СОВЕТЫ ОТ ПСИХОЛОГА
СИМВОЛИКА АБАТСКОГО РАЙОНА
САМЫЙ БОЛЬШОЙ УРОК В МИРЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
УЧИТЕЛЯ - ФРОНТОВИКИ АБАТСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: ТЮМЕНСКИЙ КРАЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ РАБОТЫ ШКОЛЫ
УПРАВЛЕНИЕ
УЧРЕДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"УЧИТЕЛЬ- БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОФЕССИЯ"
ФГОС НОО ОВЗ
ШКОЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС
ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЮИД
АРХИВ НОВОСТЕЙ
МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?"
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ОКАЗАНИЯ УСУЛУГ

ЛОГОПЕД

 

Ребенок идет в школу.
(
Родителям будущих первоклассников)

 

Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими. К моменту поступления в 1 класс у ребенка должны быть сформированы:

 

1. Состояние звукопроизношения.                                                                                               Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.                                                                                    Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.                                                                                                       Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.                                                                              Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса                                                                                                      Следует обратить внимание на разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

6.  Состояние связной речи                                                                                                      Умение будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.                                          

 

 

 

А также: 

  •  Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).               
  •   Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.             
  •  Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции). 
  •  Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).                                      
  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое). 
  •  Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).  
  •  Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).    Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 

Если ребенок читает:                                                                                                                      Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Уважаемые родители!

         Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия.

Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

 I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков  (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, на прогулках.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться не только  на занятиях, но и дома.

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.  Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, следите за звуками в повседневной речи.

 

Родители должны знать критерии,

по которым можно оценить речь ребёнка

    Например, нормы звукопроизношения таковы:

   3 - 4 года - [с], [з], [ц]   уже должны правильно произноситься;

   4 - 5 лет - [ш], [щ], [ч], [ж];

    5 - 6 лет - [л], [й];

   до 6 - 7 лет допускается     замена        самого сложного звука [р] более простым звуком или его    отсутствие в речи.

   Леворукость - не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

   Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей  и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

   Нельзя заниматься  с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

   Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова  - после 2 лет, фраза - после 3.

   Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

   Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

   Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

   Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Десять «почему» детям необходимо читать

   Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

   Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

   Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

   Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

   Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

   Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети их лучше понимают.

   Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности.  Книга объединяет поколения.

   Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

   Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, указывают выход из трудного положения.

   Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Рекомендации учителя-логопеда

родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

   Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

   Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

   Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

   Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

   Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

   Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

   Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

   Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

   Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

   Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается,

лучше подбодрите его.

   Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

   Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

 

Верьте в силы своего ребенка,

 верой и терпением вселите в него уверенность в исправление  нарушения речи.

 

Помните, что по мере взросления привычка говорить

неправильно у ребенка закрепляется и хуже

поддается коррекции.

 


Речевая азбука для родителей 

  •     Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении,
  •     Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
  •     Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.
  •     Главные составляющие  красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
  •     Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать  воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).
  •     Ребёнок  7-8 лет  должен уметь говорить фразами.
  •     Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка  говорить.
  •     «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
  •     Иллюстрации в детских книгах, соответствующие  возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи.  Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них;  пусть ребёнок отвечает на вопросы: где?  кто?  какой?  что делает?  какого цвета?  какой формы?  почему?  Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

 



Виды   дисграфии:


1.Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. 
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2.Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. 

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  пропуски букв и слогов;

  перестановка букв и (или) слогов;

  недописывание слов;

  написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

  повторение букв и (или) слогов;

  контоминация - в одном слове слоги разных слов;

  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4.Аграмматическая дисграфия. 
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. 

5. Оптическая дисграфия. 
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв. 

Приемов и методов в работе с  детьми,  имеющими нарушения письма  существует много. Вот некоторые из них:


Графический диктант.

Диктант проводится следующим образом:

- перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки. Например, звонкий согласный З и глухой С.

- Слова, не содержащие этих звуков, на письме обозначаются прочерком.

- слова, содержащие один из этих звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.

- слова, содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в которой они следуют в составе слова.

- если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды.

Например: В воздухе заскользили ласточки.

                      --       з               з с з                 с.

При первом прослушивании фразы ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении.

Каждое предложение записывается с новой строки для удобства контроля со стороны учащихся во время письма.

 

Примеры использования графической записи при прохождении различных тем:

  1. Звуковой анализ слов.

Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.

         Словарный диктант: речка

         Графическая запись: . . . . .

  1. Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.

Словарный диктант: летний           стульчики

Графическая запись:   е     и                         у       и  и

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.

Словарный диктант: заморозил

         Графическая запись: _  _    _   _

  1. Дифференциация на письме оптически сходных букв.

Например: т п

         Текст диктанта: На площади растут старые тополя.

         Графическая запись:  - п тт т тп.

         Текст диктанта: Потянул с полей теплый ветерок.

         Графическая запись:  пт – п тп т.

 

  1. Обозначение мягкости согласных посредством буквы мягкий знак.

Текст диктанта: У Юры корь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство.

Графическая запись:  -  -  рь.          ль    -   ть    -   ть     рь    -.

  1. Предлоги.

Текст диктанта: В стороне от дороги синел лес.

Графическая запись:  V   -  V -   -   -.

 

Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, способствующие  поэтапному формированию навыка звукового анализа и синтеза.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Используемые на этом этапе игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

Закончи слово.

Задание: Записать продиктованную часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать что получилось.

Мо (-ст, -гу, -жете); чи (-стота, -н, -тать); чет (-ный, -ко). Могу читать четко.

Получи оценку.

Задание: вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.

Кле-, зер-. Вер-но.

Холод = -роз, лентяй = -дырь, криница = коло-. Мо-ло-дец.

Шифровальщики.

Задание: выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

  1. Выделить из слова первый слог.

Устно: хорёк, рокот, шорох – хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

  1. Выделить в словах ударные слоги письменно. Составить из них предложения.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

  1. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

 

Внимание и счет.

Игра проводится письменно. От учеников требуются внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают слова, состоящие из трех слогов.

         Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.

         Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение: Около нашего домика стояла белая береза.

 

  1. Фонематический анализ и синтез.

На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или последний звук; Определять последовательность и количество звуков в слове.

Узнай кто ты.

Логопеды объясняют детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради очень хорошее.

Задание: прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха-мост, мак-сад, лужа-лом, астры-шкаф, день-диск, эхо-лес, цирк-отец.

Решение: [малад’эц] молодец.

Внимание – на старт!

В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа. На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой называется с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: “На старт! Внимание! Марш!” ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук, определяется сколько звуков в каждом слове; называется победитель.

Угадай-ка.

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать какая цифра написана на карточку.

Вариант. Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количество звуков и просит товарищей определить это число.

Звуковая арифметика.

Липа+нота=животное (антилопа)

Том+вата=оружие (автомат)

Рыба+соки=фрукты (абрикосы)

Кожа+ворон=полевая птичка (жаворонок)

Ров+поза=транспорт (паровоз)

Охра+под=водный транспорт (пароход)

Уста+боб=день недели (суббота)

Озорные буквы.

Добавить по одной предложенной букве в конец слова. Читать по горизонтали и по вертикали.

        

шар

Ф

сто

Л

рыба

К

пена

Л

мыл

О

тир

Е

метр

О

бра

К

зал

П

бор

Т

мал

О

лото

К

 

 

сло

Н

банк

А

 

Кто это? Что это?

Учитель читает стихи, дети смотрят на схемы слов и догадываются о ком или о чем говорится в стихах.

Шесть ос.

На этой осе в октябре позолота. ОС - - А

А эта растет на лугу у болота. ОС - - А

А эта оса на луну улетает. – ОС - - - А - -

Эта на солнце худеет и тает. -  ОС - - - - А

С этою спит в колыбели малыш. – ОС – А

Эта по классу крадется как мышь. – О – С – А - - -

Ответы: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

 

Кто самый внимательный?

Читать предложения – перевертыши, отметить те из них, в которых изменился порядок слов.

А Лиза – мазила.  Алла рвала лавр. Ищи маслины, Нил, сам.  Коту тащат уток.  Мелок колем. У лип Леша нашел пилу.

      Предложенные игровые задания могут быть использованы на занятиях с учащимися, имеющими  нарушения чтения и письма. Использование системы разнообразных игровых приемов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и способствовать общему умственному развитию детей.

 

 

 

Для чего нужна правильная речь?

  • Речь помогает ребенку адаптироваться в обществе.
  • Правильная речь позволяет достичь успеха, снимает ограничения в выборе профессии.
  • На каждом этапе обучения нужна речь.
  • Не всегда родители слышат все дефекты в речи ребенка.
  • Многие родители думают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не так.
  • У детей с нарушениями речи часто формируется речевой негативизм (нежелание говорить), комплексы неполноценности.
  • Исправлять звукопроизношение надо в дошкольном возрасте, потом это сделать труднее, неправильное произношение автоматизируется в речи, входит в привычку.
  • Речевые дефекты могут стать причиной нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Тема:  Автоматизация звука [ж] в словах.

Цель:  Закрепить  правильное  произношение звука  [ж]  в словах; формировать навыки звуко-буквенного анализа; обогащать словарь, развивать фонематическое восприятие;

Оборудование:  Зеркало большое, профиль артикуляции  [ж],  картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки.                                         

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

 Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

 3. Сообщение темы занятия.

Тема урока «Автоматизация звука [ж] в словах».

4.Произношение изолированного звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта? (губы округлены и выдвинуты вперёд, язык напоминает форму чашечки, при произношении звука голосовые складки работают)

6.Характеристика звука ж  согласный, звонкий, твёрдый.

7. Связь звука с буквой.  Закрепление связи между звуком и буквой.                              Найди все буквы Ж, назови и раскрась кружочки рядом с ними желтым цветом.

    

8. Физминутка.

9. Развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

а) изолированно   ж, ш,  л, ш, ж, н, р, ...;  

б) в слогах  жа, ша,  ва, па, но, жу...;  

в) в словах  Жора, шуба,  сажа, шляпа, ежик….

10.Закрепление звука в словах.                                                                                          

Упражнение «Новые слова»

Замени в словах  первый звук на звук [ж].

Образец: лук – жук. Какие слова у тебя получились?

 

Билет –

Баба-

Лучок-

Лук-

Мир-

Бурчит

 

 

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 

 

 

Игра «Четвертый лишний»

-  Найди  и назови  в каждом ряду лишнюю картинку.

1 ряд (картинки:  тарелка,  ложка, мороженное, вилка)

2 ряд( картинки:  волк, жираф, медведь, лиса)

3 ряд ( яблоко, груша, желуди, виноград)

4 ряд(шуба, перчатки, шарф, лыжи) 

 

 

Упражнение «Доскажи словечко».

- Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящую картинку.(Катинки: ножницы, жук, пирожок, жеребёнок)

 У Жанны острые …

Женя увидел …

Жора ест вкусный …

У лошади …

 

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия. 

Над каким звуком работали? Что нового удалось узнать?

13. Оценка работы детей.

 

Автоматизация звука [ж] в слогах.

Цель:  Закрепить  правильное  произношение звука  [ж]  в слогах; формировать навыки звуко-буквенного анализа; обогащать словарь, развивать фонематическое восприятие;

Оборудование:  Зеркало большое, профиль артикуляции  [ж],  картинки артикуляционной гимнастики, предметные картинки.                                         

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

 Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

        3. Сообщение темы занятия.

- Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижы, ежи, снежинка, жук, лыжи (предметные картинки).

Тема урока «Автоматизация звука [ж] в слогах».

4.Произношение изолированного звука. Давай пожужжим, как большой жук.

5. Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта? (губы округлены и выдвинуты вперёд, язык напоминает форму чашечки, при произношении звука голосовые складки работают)

6.Характеристика звука ж  согласный, звонкий, твёрдый.

7. Связь звука с буквой.  Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

- Покажите букву “ж”. На что она похожа? Ж похожа на жука, Только не жужжит пока.

8. Физминутка.

9. Развитие фонематического слуха

а) изолированно    д с ж ч з ж щ ж ш з

б) в слогах   жа  са  за  жо  ожи  азу  шку  жди

в) в словах   вяжет  свежее  здоровый  жёлтый  шепчет.

Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

жа – жа- жа

 

жа – жа –жу

 ажа- ужа            

жо – жо – же                                                                           

жо – жо- жо

жи – жо –жа            

ыжи –ожа

 

жо –жа –жу            

жу-жу-жу

жэ-жэ-жэ

жи –жо- жа        

ажо- уже            

ажу –ужи- уж

 

- Какой слог спрятался?

жо –жа –жу           жи –жо- жа         ажу –ужи- ужа

жо –жа - ?             жи –жо - ?           ажу –ужи -  ?

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия. 

Над каким звуком работали? Что нового удалось узнать?

12. Оценка работы детей.

Тема: Постановка звука [ш]

 

Цель занятия:  уточнение артикуляции звука [ш], постановка звука [ш];развитие речевой моторики;развитие фонематического слуха  и фонематического анализа.

Оборудование: зеркало,  артикуляционная гимнастика в картинках.                                                                                                                                   

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика. 

Лопаточка -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

 Наказать непослушный язычок – положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чистим верхние зубки -  Открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить верхние зубы.

Чашечка -  Рот широко открыт .Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» ( т.е. слегка приподнять кончик языка).

Упражнение для развития  выдоха.

Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания.

3.Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с тобой будем учиться произносить  звук  [ш].

4. Постановка звука.

- Открой рот, сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы,  подуй на язычок. Воздушная струя должна быть теплой.

5.Анализ артикуляции по плану.

В каком положении находятся губы?  В каком положении  находятся зубы?   Где находится кончик языка? Где находятся края языка?  Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края  языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

6. Закрепление изолированного звука.   

  Как шипит змея? - ш-ш-ш

7. Развитие фонематического слуха

Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш])

    Звуки:М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

Слоги: ши, за, жа, со, са, ша, су, шу, зы, цо,сы.                                                                               Слова: дом, шар, шуба, дети, шапка, мама, шея, шутка,  хлеб, шина.                                Физминутка.                                                                                                                                            8. Закрепление звука в слогах.                                                                                             Повторить за взрослым серию слогов: ша-шу-ша;ши-шо-ши;ше-ша-шу;ша-ши-шо.                                                                                                                              9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

- Какой звук отрабатывался на уроке?

- Анализ основных положений артикуляции звука [ш].

- Индивидуальное проговаривание.

11. Оценка работы ребенка.

 -  Ты сегодня очень старался, молодец!


Автоматизация звука [ж] в предложениях. (173.0 КБ)
Постановка звука Ж (56.5 КБ)
Автоматизация звука [ж] в коротких стихах, чистоговорках. (15.7 КБ)
Автоматизация звука Ж в самостоятельной речи (49.0 КБ)
Автоматизация звука [ж] в словосочетаниях. (32.5 КБ)
Автоматизация звука [ш] в слогах (14.5 КБ)
Автоматизация звука [ш] в словах (179.5 КБ)
Тема: Автоматизация звука [ш] в словосочетниях. (47.5 КБ)
5 авт ш в предложении (215.0 КБ)
Автоматизация [ш] в коротких стихах, чистоговорках. (104.0 КБ)
Автоматизация [ш] в самостоятельной речи. (163.0 КБ)
Автоматизация [с] в слогах. (35.5 КБ)
Автоматизация [с] в словах. (582.5 КБ)
Автоматизация [с] в словосочетаниях. (1010.0 КБ)
Автоматизация [с] в предложениях. (816.5 КБ)
Автоматизация [с] в предложениях. (575.0 КБ)
Занятия для развития фонематического слуха для детей (29.5 КБ)
Развитие правильного речевого дыхания (28.5 КБ)
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова. (33.5 КБ)
Формирование и обогащение словаря детей с помощью дидактических игр и упражнений (32.5 КБ)
ИГРЫ С БУКВАМИ (57.5 КБ)
© 2015 Отдел образования Абатского района Тюменской областиРазработка сайта: ООО "Институт геоинформационных систем"